Барбара Шер, «Отказываюсь выбирать»



Уже давно я хочу вернуть посты о прочитанных книгах. С фотографиями бумажных томиков, конечно же.
И начинаю это — совершенно логично! — с книги, которой у меня в печатном виде нет.


Предупрежу сразу: здесь будет много слов, потому что эта книга совершенно неожиданно оказалась для меня очень важной. Некоторые уже слышали о ней от меня: я рассказываю о ней всем, кому, мне кажется, она может оказаться нужной.

Иногда я читаю книги о том, как достичь целей, сбыть мечты и всякое такое. Не ожидая пользы, не ради результата и не в надежде на инструкцию, как сделать так, чтобы все сделалось само — просто интересно посмотреть на подачу и тенденции, иногда пофейспалмить с нелепостей и магического мышления, а если очень-очень повезет, вытащить какую-нибудь внезапную полезную мелочь.


И везде есть один пункт, невыполнимый для людей вроде меня: выберите цель.
Нет, правда! Это совершенно невозможно.
Не потому, что нет целей или интересных идей, которые можно развивать. А потому, что их слишком много.


Выбрать одну из них — даже несколько из них! — и направить все усилия туда означает отказаться от других. А значит, отказаться от части себя. И неважно, будет это «вот мой бизнес-план по созданию лучшего ресторана в городе» или «хочу вести реалити-шоу о жизни сусликов» — каждая идея дорога.

Совершенно неправильный подход в мире, нацеленном на то, чтобы определить и выполнить задачу, мире, который оценивает результаты, а не путь. А ты смотришь на груды незаконченных дел и нависающие над головой грозовые тучи новых идей, и не понимаешь, почему ты не можешь как все, поставить цель и идти к ней. Думаешь «Хотел бы я, как все те люди, заниматься всю жизнь чем-то одним»...


...и в то же время понимаешь, что не смог бы.
Именно таким людям посвящена книга «Отказываюсь выбирать». Барбара Шер называет их «сканерами». Я процитирую начало книги:

Я не могу заниматься чем-то долго.

Я знаю, нужно сфокусироваться на чем-то одном – но на чем?

Я быстро утрачиваю интерес к тому, что, как я думал, будет занимать меня вечно.

Я легко отвлекаюсь на другие интересные дела.

Мне становится скучно, как только я начинаю понимать, как что-то делается.

Я терпеть не могу делать что-то дважды.

Мои интересы все время меняются, я никак не могу остановиться на чем-то одном – и в результате бездействую.

Я работаю на низкооплачиваемых работах, потому что не могу определиться, чему себя посвятить.

Мне трудно выбрать сферу профессиональной деятельности – вдруг я ошибусь с выбором?

Я думаю, все приходят в этот мир для чего-то; у каждого есть свое предназначение – у каждого, но не у меня.

Я могу заниматься чем-то лишь тогда, когда у меня одновременно много разных занятий.

Я то и дело бросаю начатое, так как боюсь упустить что-нибудь лучшее.

Я слишком занят, но, когда выдается свободное время, не могу вспомнить, чем хотел бы заняться.

Я никогда ни в чем не стану экспертом. У меня ощущение, будто я навсегда застрял в классе для начинающих.


Если когда-нибудь вы говорили себе подобное, то велика вероятность, что вы обладаете особым типом мышления, свойственным людям, которых я называю «сканерами». Вы генетически отличаетесь от тех, кто раз и навсегда находит для себя сферу интересов и довольствуется одной областью деятельности. Вас привлекает одновременно множество разных материй, и «вы пытаетесь заполнить ими свою жизнь». Поскольку в глазах окружающих подобное поведение выглядит непонятным и непривычным – даже тревожащим, – вам втолковали, что это неправильно и вам нужно измениться. Но люди неверно судят о вас, и поставленный ими диагноз ошибочен. Просто вы человек другого склада! 


То, что вы считаете недостатком, который непременно следует преодолевать волевым усилием, по сути дела – исключительный дар. Вам достался великолепный разносторонний ум, который стремится проявить себя в мире, где не понимают вашей природы и вашего поведения. 


Но пока вы сами не осознаете своей сущности, вы будете соглашаться с окружающими! Это не только несправедливо и неправильно, но и мешает вам развивать ваши способности и дать миру то, что вы можете дать. Видите, сколько поставлено на карту? 


Считать себя сканером означает изменить представление о своем месте в жизни. Сначала вырабатывается понимание, что следует прекратить попытки вписаться в общепринятые нормы. И необходимо начать узнавать, кто вы на самом деле. Однако чтобы строить полноценное будущее, для которого вы созданы, нужна система: что делать и как поступать. В этой книге я попыталась собрать необходимые инструкции.


Они к вашим услугам. Добро пожаловать в заново открытый мир, и – мои поздравления! Вы больше не дилетант и не пустозвон. Суд присяжных оправдал вас ввиду ошибочного установления личности. Вы неподсудны и вольны жить так, как вам давно хотелось.


Соберемся с духом – и приступим.

В книге есть ряд методик и приемов, которые могут облегчить жизнь разным типам сканеров (да, не все сканеры одинаковы!), но главное в ней не это. Главное в ней то, то она позволяет изменить восприятие себя, иначе взглянуть на свои действия, идеи и достижения. Перестать воспринимать свою смену интересов как проблему и начать видеть в ней возможность. И это... делает жизнь проще. И вдохновляет.


Здесь нет панацеи, книга, конечно же, не решает проблемы за самого человека, но помогает уменьшить груз ожиданий и разочарования в собственных силах. Лучше понять, как организовать для себя процесс, как довести до конца одни задумки — и стоит ли вообще доводить до конца другие, или они уже выполнили свою задачу, просто эта задача была не такой, какой кажется другим.


Я не собираюсь говорить, что эта книга перевернула мой мир, что жизнь теперь идет совершенно иначе, хоть и читала ее с редчайшим чувством снизошедшего откровения. Но она дала мне хороший повод взглянуть на «проблему» с другой стороны. И несколько полезных приемов! Например, я завела «дневник сканера», и за несколько месяцев он уже изрядно заполнился наконец-то собранными в одном месте и хоть немного структурированными идеями. Я все еще в процессе оптимального способа вести его, но это уже ценный инструмент.

И пусть ничто не превратит меня в идеально продуктивного человека — на то есть целый ряд причин — эта книга оказалась чертовски полезна.


P.S. Надеюсь, МИФ когда-нибудь все же выпустит новый тираж. Я даже их цены как-нибудь переживу!
P.P.S. Книга написана достаточно давно, поэтому не удивляйтесь, что работа через интернет в ней рассматривается как нечто неочевидное.

Комментарии

  1. Анонимный19 мая, 2023 04:08

    Выезд электрика на дом, монтаж современной электропроводки. Выезд электрика на дом (объект) art-pilot.ru бесплатный. Договорится о времени приезда к вам на объект.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Колоды для гвинта, часть третья. Снова о Нильфгаарде и Северных королевствах.

Последнее Испытание: коллекционное издание